Плавание "Котоярви" по северным Курилам      2018 год

Шиашкотан

С вечерним приливом мы стащили катамаран на воду и вышли на Шиашкотан. Этот остров не входил в обязательную программу плавания, и был как бы в запасе. По 2011-му  году он запомнился как необычайно суровый и совершенно непригодный для стоянки. Но тогда мы обходили Шиашкотан с океанской стороны.  По рассказам Леонида, морской берег гораздо приветливее океанского. В бухте Закатной есть небольшой пляж, на который мы сможем вытащиться. На нашем пути был ещё один остров – Харимкотан. Туда мы решили зайти уже на обратном пути.

Как и на прошлом переходе, море штилило, бешено светился планктон. Переход запомнился как самый холодный за весь маршрут. Температура воды в проливах опускалась до +2,3С.  Шли исключительно по приборам в кромешном тумане, периодически втыкаясь в острова  плавучей травы. На подходе к острову нас насторожил звук мотора. Вытащили масляный щуп – из отверстия вылилось с пол-литра водно-масляной эмульсии. Вероятнее всего, пробило прокладку, и теперь в масло поступает морская вода. Масло у нас ещё было, но его хватит только на одну замену. Поменять прокладку не на что, да и не хватит инструмента. Крайне неприятная история! Нам ещё предстоит весь обратный путь. С мотором провозились долго. Окончательно с ним разобраться решили на стоянке.

На рассвете зашли в бухту Закатная охотоморской стороны Шиашкотана. Ближе к м. Гротовый нашли обещанный Леонидом пляж,  на  котором  и  остановились. Пожалуй, это место  является единственной возможной стоянкой на Шиашкотане. Весь остальной охотоморский берег острова представляет собой отвесные скалы, либо рифы из лавовых потоков, заросших густой травой.

Утро 7.08 было более-менее ясным.  Изредка из тумана выплывали оба вулкана: Синарка и Кунтаминтар. Но ближе к обеду туман сгустился, видимость упала до 300-500 метров. Около нашей стоянки мы обнаружили водопад, а рядом с ним - крест, поставленный камчатско-курильской экспедицией в 2011 году.

Прямо над нами были остатки заставы Макаровка, которую забросили в лихие 90-е. От неё мало чего осталось, только развалины. Рельеф  на  Шиашкотане  очень  сложный. Скалы, глубокие овраги, заросли непроходимого стланика, троп практически нет. Весь день гуляли в окрестностях нашей стоянки.

Сходили к сернистым источникам, которые обозначены на карте на 2.5 километра севернее стоянки. Источники оказались вонючей лужей с пузырями, но прогуляться по литорали всё равно было чертовки интересно. Среди прибойного хлама мы с Шуриком нашли то, чего нам так не хватало – нераспечатанную канистру с маслом.

2.5 километра до источника и обратно заняли часов 5. Нагулялись так, что еле волочили ноги.  В принципе,  с  нашего пляжа можно было подняться на Кунтаминтар. Но из-за плохой видимости, эта прогулка показалась  бессмысленной.

После прогулки мы с Шуриком стали занялись мотором. Даже после короткого перехода уровень масла сильно поднялся. В картере - опять эмульсия. Я вспомнил, что мотор на последних переходах был холоднее, чем раньше. Решили проверить термостат. Сняли его, и точно – термостат заклинило в открытом положении. Конечно, в первую очередь виновата прокладка. Но при неработающем термостате в рубашке охлаждения полное давление помпы, что усугубляет ситуацию. С большим трудом Шурику удалось расшевелить и прочистить закисший термостат.  Результат предстояло оценить после ближайшего перехода.

Вечером мы перебрались с пляжа на якорный рейд, и  утром 8.08 вышли в обратный путь.