Плавание "Котоярви" по северным Курилам      2018 год

Три сестры

Переход  на  Камчатку был самым жёстким за всё время нашего плавания. Обогнув Шумшу с запада, мы вошли в 1-й Курильский пролив.  Курбатовскую мель, лишние 16 миль, решили не обходить и стали прорываться через сулои. Несмотря на встречный ветер и попутное течение, сулой был не очень страшным.

Обогнув м. Лопатка, мы пошли вдоль  Камчатки. Ветер зашёл в крутой бейдевинд, а высокая океанская волна катилась в бакштаг.  Всё это сопровождалось кромешной темнотой и дождём, от проливного до моросящего.  Ночью мы налетели на остров плавучего мусора и отбили оба руля. Катамаран швырнуло боковой волной. Отбитые рули создали такое усилие на румпелях, что у автопилота вырвало часть корпуса. Пришлось экстренно  вспоминать ручную рулёжку по компасу. За 10 лет использования автопилота мы к нему настолько привыкли, что стали считать за нечто само-собой разумеющееся. И лишь после поломки поняли, насколько этот прибор облегчал нам плавание. Через 4 часа после поломки стало светать. Ветер и волна продолжали усиливаться. Ближе всего к нам была река Три сестры - место знакомое мне по 2011 году. Но тогда мы заходили в штиль. Теперь же ветер дул прямо в устье и  раскачал нешуточную волну. Мы решили подойти поближе, чтобы  просмотреть вход в реку.  Это оказалось "билетом в один  конец", т.е развернуться и уйти мы уже вряд ли бы смогли. Долину реки мы  увидели издалека, но вход в устье читался плохо. На подходе к  реке  нас в корму догнала мощная обрушивающая волна, которая  перехлестнула через весь катамаран от кормы до носа. Шурик первым увидел  вход  в  реку,  он был на 10 метров левее.  Исправить ситуацию я не успел. Сзади нас догоняла ещё одна крупная волна, и встать к ней бортом было немыслимо. Эта волна перенесла нас через бар и швырнула на отмель по левому берегу реки. Теперь прибой разбивался об бар, и до лодки долетала только пена. Мы оказались в относительной безопасности.  Ветер вместе с волной всё глубже засаживали катамаран на  отмель. Все попытки сдвинуть его в русло реки оказались тщетны.  Шёл отлив, и вскоре мы совсем обсохли. Ничего не оставалось, кроме как ждать следующего прилива.   Всё это время шёл проливной дождь. Пока возились с катамараном,   вымочили вдрызг всю одежду. Обнаружили ещё две поломки (кроме автопилота).  Передний  поперечный рундук вырвало из крепления и   сдвинуло назад. Там болт с шайбой выворотил кусок фанеры на дне рундука.   Также, проломилась фанера на одной из секций жёсткой палубы (левая в салоне). Обе эти поломки произошли при ударе площадкой в подошву волны, которая через нас перехлестнула.

В реке было полно горбуши. В море - частые всплески, на отмели билась обсохшая рыба. Приходила медведица с медвежонком, но увидев нас, пошла искать свободный пляж по соседству.

Три Сестры - это самый медвежий угол нашего маршрута. Медведи здесь были везде и всюду. Кругом протоптаны мощные тропы, навозу как на конюшне.  Держались мишки опасливо, нам не досаждали.

К вечернему приливу мы основательно подготовились. Надули лодку,  переправились с Серёгой на правый берег реки. Там нашли протоку с деревьями. Завели за дерево якорь, размотав эдак метров 250 каната. Вернувшись на катамаран, натянули канат брашпилем и стали ждать прилива. Пока мы со старпомом катались на лодке, опять приходила медведица. Немножко посомневавшись, она в несколько прыжков добежала до бьющейся на отмели горбуши, схватила её зубами и удрала обратно. Всё это -  метрах в 10 от катамарана.

К  четырём  вечера подошла вода, и катамаран стал покачиваться  на  остатках прибойной волны. Мы периодически  раскачивали катамаран, поддерживая натяжку каната. Через полчаса катамаран поехал по отмели, и мы перебрались на правый, коренной берег реки. Свобода, мы опять на плаву!  Поднялись на километр в реку, распугивая по дороге медведей. Нашли участок реки с деревьями по обоим берегам и  растянулись  посередине.  Если б не дождь, то после моря это место показалось бы раем. Лёгкий ветерок и романтический звук  прибоя вдалеке. Устали все вдрызг. Выпили водки и легли спать.

Утром дождь прекратился, и выглянуло солнце. Катамаран сразу же превратился в большую вешалку для мокрой одежды. Серёга наловил с десяток икряных горбуш. Вся долина реки поросла непроходимыми кустами и деревьями.  Передвигаться там можно только по медвежьим тропам. Поэтому, на берег мы выходить не стали и провели весь день на борту.

За день удалось устранить все поломки, включая автопилот. Лодка была полностью исправна и готова к дальнейшему плаванию.

На борту нам было совсем не скучно, сплошной зоопарк на природе. Медведи шли один за другим, не обращая на нас внимания. Один из них пытался показать мастер-класс по ловле горбуши, с размаху плюхнувшись в реку.  Другой медведь, увидев на дереве наш якорь, обнюхал его, попробовал канат на вкус, поднырнул под него и пошёл дальше. Медведи нам не досаждали, но бортовая артиллерия всегда была наготове.

К вечеру мне удалось скачать свежий прогноз. Шторм затихал, хотя волна всё ещё была высокой. Выходить из реки запланировали утренним приливом 16 августа. Закат 15 августа был прекрасен.